Кто хочет посмотреть этот фильмец, не задумываясь о моей критике, под кат не лезьте)
И спойлеров хватает)
кат1. Господарь всея Валахии Влад Третий, сын Влада, из рода Дракул
Костюмчик у него классный, прямо скажем, особенно затянутые в шоссы худые ноги самого господаря, выглядывающие из-под камзола и кафтана.
Где-то в середине фильма, перед взятием Джурджиу, выяснилось, что костюмеры решили лишний раз не заморачиваться исторической брючной справедливостью и просто обрядили всю эту кумпанию во главе со Стефаном Силяну… в самые натуральные колготки. Открыл эту страшную закадровую тайну задравшийся во время скачки камзол (или это куртка? По виду – так вообще поддоспешная).
«Не престало мне возить дань султану! Я господарь Валахии, а не возница вашего бесславия!»
Возил, ещё как возил, да кланялся в пояс и, скрипя зубами, «верным рабом султана» себя называл, хоть и до поры, до времени.
«На дорогах участились случаи нападения…»
Глава отдела по борьбе с организованной и не очень преступностью В.В. Дракула… Бюрократия родилась позже.
Вообще Влада периодически несёт как Остапа, порою совершенно не в тех местах (у армашеского костра, например). О его странном патриотизме (в Средние-то века) можно не говорить, ибо сие есть фильм для поднятия духа народного (через десять лет поднялся, мало не показалось – сомневаюсь, что в ближайшее время румынские чинуши рискнут спонсировать ещё один патриотический проект), т.е. верить каждому кадру надо осторожно.
Хотя что приятно – Влад не святой, нет. Он человек. Не демон и не ангел. Хоть в фильме и не показали, были ли у него, как и у любого из смертных, свои слабости, он всё равно как-то ближе, понятней и родней, чем тот же Балиан из «Царства Небесного» или бескомпромиссные советские киногерои.
2. Галопом по эпизодам
Все мы помним лидера продаж, главный восточно-европейский бестселлер второй половины пятнадцатого века – сборник анекдотов «Об одном великом изверге». Помним мы и историю о сожжении нищих и убогих, которую многие историки признают возможной: мол, имело место быть сожжение а) иностранных шпионов, б) неорганизованной преступности, т.е. разбойников, (организованная – это бояре, их на кол) в) реально нищих и убогих. Румыны не могут расстаться с байками, которые с детства слушали, и с этой – в том числе, поэтому, чаще всего, если надо выставить Влада святым, сдавшим нимб в чистку, выбирается вариант «б». В фильме именно так.
… О Звенигороде есть красивая и популярная среди людей легенда: мол, имя дано городу за громкий звон его колоколов, извещавший близлежащие селения, а затем и Москву, о наступлении врага. Красиво и стройно, однако, когда в Звенигороде появилась первая колокольня, уже было сброшено иго Золотой Орды и жестоко побиты тевтонцы, а, значит, период, когда Москва стояла на опасном приграничном рубеже, был далеко позади.
Так что байки, кто бы их не рассказывал, даже местнейшие из аборигенов, следует проверять на точность, ибо это всё равно, что изучать историю по анекдотам.
Тяжбу с трансильванцами открывает захват валашских обозов в Брашове. А их ведь предупреждали! Правда, после того, как вознесли трёхабзацевые почести пока что будущему королю Матияшу. Похоже, валашским купцам даже с таким господарем в жизни мало адреналина.
Тогда трансильванцам составляют конкуренцию местные, и вот идёт по рынку шпиён…
«Покупайте масло!» - порадовало. Самый ходовой товар – как никак, оптовые закупки государством. Турецкие ковры – тоже, ибо делали их в ближайшем подворье.
Нельзя снять фильм про исторического Дракулу, не показав, на какие меры порою шли бояре: всем скопом, аки ниндзя в ночи, прыгали они от тени к тени по коридору, зашли в молельню и вдарили мечами в коленопреклонённую фигуру… Ну вот где господарь нашёл такой шикарный скальп, его-то
Послов помнят все. Жаль, что не показали сам процесс.
Катаволинос Влада первый раз увидел в 1456 году, а последний – в 1459, ибо Юнус-бей – бывший константинопольский дьяк, а не просто анатолиец.
Вообще я долго ждала, когда кто-нибудь из султанских посланников запнётся на титулах Мехмеда. Жаль, дублей не увидеть.
Турки, кстати, тоже в штанишках в подозрительную облипку. Про колья и ночную атаку писала.
Влад с талисманом отжёг, да ещё турецкую госсобственность попортил. И попонтоваться на первом плане успел.
Мехмед «морит», народ счастлив, а тут прискакал разведчик: мол, жив султан, убили его сына… Мать-мать-мать, у Влада такой депрессняк, а спэтар (или главный армаш?) мешает горевать.
3. Король королей, эмир эмиров, великий падишах и великий султан и ещё как-то там… короче, Мехмед Фатих.
Нервный. Очень. И несёт его так же как Влада, периодически. Ловит по одному подданных и начинает рассказывать им свои коварные планы насчёт христиан (поэтому подданные ходят по двое, хотя и это не всегда спасает). Или громко думает на фоне своего шатра (хотя меньше думал бы – помёр бы вместе с сыном).
Хотя там кто знает, если он перед началом осады Константинополя днями и ночами над картами бдел и придворным спать не давал.
А вообще красивый был султан. Пока не растолстел.
4. Янычары.
Во-первых, что они делают в свите Юнус-бея? Это личная султанская гвардия, подрабатывавшая полицией в Стамбуле.
Во-вторых, форма у них различалась в зависимости от ранга, где-то встречала, что даже цветом, а то у султана все янычары синие, в крепостях – разноцветные. В «ночной атаке» такой улыбчивый парень этот янычар, хотя у них там половина командиров с несварением желудка свалилась.
5. Раду.
Ни в коей мере не красавчик, на редкость серая внешность. Гдей-то у меня был его портрет, стянутый с дневника уважаемой Дары Валевски – вот там действительно воплощение средневековой красоты: губки бантиком, бровки домиком, похож на маленького сонного гомика (с). Сходство с отцом и братом прилагается.
6. Владова «могучая кучка»
Весь фильм думала: «Мандзела (Мэндзела)» - это имя или фамилия?
Новый боярский пост – Главная Нянька Господаря, так что Мандзеле выплатить жалование согласно занимаемой должности.
Не знаю, за что, но меня порадовал Главный Армаш (или всё-таки Великий Спэтар?).
7. «Молчать, оппозиция!» или валашская организованная преступность
Оно же бояре. Мне почему-то вспомнились наши олигархи, а когда они удрали в Трансильванию, то конкретно Березовский. Но у него хотя бы миллионы были.
Короче по фильму бояре – представители загнивающего капитализма, на кол им и дорога.
Дан, по-моему, второй по счёту – воплощение безвольности, ибо отрицательный персонаж, не достойный господарского трона.
Эпизод перед его пленением:
«Изматывайте их в мелких стычках», - приказывает Влад.
Пленение: фига се мелкая стычка, пардон за мой французский. «О поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?»
Все помнят, как закончил Дан.
«Копай…» Скважину. Нефть искать будем.
8. Его Величество венгерский король Матияш I
Корвин реально похож на свой портрет. Только волосы не те, а вот лицо… интересно, сколько было бастардов у Яноша и каков процент их потомков среди трансильванцев?
Но вот слов у Его Величества меньше десяти – хорошая роль, заодно ещё одно воплощение «безвольного властителя капитализма».
9. Важней всего погода в доме...
И когда у них там хотя бы осень наступит? Джурджиу, например, брали зимой, а тут как весна в 1456 была, так и идёт все шесть лет.
10. Эпилог
Что-то в нём есть тёплое, старое-доброе, хотя последнее трудно применимо). На фоне современных исторических фильмов он выгодно выделяется, по крайней мере, для меня, как "ледовое побоище" Эйзенштейна на фоне "Александр. Невская битва", снятого год-два назад. Возможно, потому что тот господарь Влад, которого сыграл Стефан Силяну (он, кстати, нигде особо не светился, окромя фильма той же серии "Штефан чел Маре" - либо театральный, либо одной роли), очень похож на того, которого рисую я.
@музыка: нечто героическое)
@настроение: счастье есть... ещё б ему не быть...
@темы: история, фильм, Валахия, Дракула, мои комментарии, средневековье, Турция, 15 век
Ну вот, не досмотрели ленивые костюмеры))
(организованная – это бояре, их на кол)
+1
Вообще я долго ждала, когда кто-нибудь из султанских посланников запнётся на титулах Мехмеда. Жаль, дублей не увидеть.
Представляю: "Дубль восемьдесят пятый, сцена двенадцатая. Ещё раз назовешь титулы с запинкой - останешься без премии" ^___^
Джурджиу, например, брали зимой, а тут как весна в 1456 была, так и идёт все шесть лет.
Это была одна долгая весна...
Всё, уже интересно. Ушла качать и смотреть.
На юбилейной девяностой сцене Силяну уже подсказывает посланникам...Х)