Вы уже поняли, да? Я вернулась, дабы продолжить благородное дело пожирания чужих мозгов.Обращение к источникам.читать дальшеВ процессе определения с будущей профессией я пошла в "Школу юного журналиста" при редакции нашей городской газеты. Родившиеся в процессе обучения интервьюированию, построению текста, верному использованию слов и фотографий статьи и очерки, пусть и с чуткой редактурой (тонкие намёки, правда, пропускавшей), печатали в "Звенигородских ведомостях" отдельной страницей, а как минимум один человек из нашего пилотного выпуска решил посвятить себя журналистике и либерализму.
Из поведанных нам непреложных правил я чётко запомнила несколько:
- Писать следует только то, что точно знаешь. Не уверен в правдивости сведений - не пиши.
- Журналист только передаёт информацию - минимум личного отношения к происходящему и никаких переходов на личности.
- Использовать в своём тексте канцелярит можно только ведущим соответствующей колонки - например, криминальной хроники.
Но, описывая какое-то официальное, сверхсерьёзное событие, бывает сложно отказаться от соответствующей формы изложения - многоступенчатое применение слова "который" вместо причастий или использование характерных для бюрократии устойчивых выражений: "имеет место быть", "я, <Имярек Имярекович>, проживающий по адресу...", "негативные последствия", "в установленном порядке" и так далее.
По аналогии с человеческими недугами одержимость языка официально-деловым стилем Корней Чуковский назвал "канцеляритом" в 1966-м году, однако понятно, что определённые правила написания всевозможной документации появились задолго до рождения этого термина, ибо даже в велеречивые и довольно неспешные средневековые времена существовали свои традиции составления указов и грамот.
Получив доступ к Электронной библиотеке Бухареста и конкретные указания, что искать, в знакомом уже сообществе, я обрела шанс погрузиться в особенности ведения документации в Валахии. Скачала я три тома "Documenta Romaniae Historica", полные указов, грамот и дарственных, русскоязычным понятных более, чем самим румынам (поэтому после каждой есть перевод).
Но лишь вчера, получив воодушевляющий моральный пендель, открыла первый из них, "B.Ţara Românească. Volumul 1: 1247-1500", дабы проверить на уникальность знаменитую жалованную грамоту от 20 сентября 1459-го года - в ней Букурешть официально признаётся существующим как место, где документ написали, а в конце, перед перечислением свидетелей, идёт заключение, которое на современном русском звучит примерно так:
"... Также и после смерти моей: кого изволит Господь Б-г сделать господином Влашской земли, от сердечного плода моего, родственника моего или, за грехи наши, иноземца, если утвердит, сохранит и поновит сей хрисовул мой, того Господь Б-г да утвердит в господстве его; а если не поновит и не утвердит, а даже нарушит и преступит, того Господь Б-г да поразит и убьёт здесь [в сём мире бренном] тело, а в будущем душа его да будет приравнена к Иуде и Арию, и всем, о ком рекли, что кровь на них и на детях их, и да будет так во веки веков, аминь ... ".

Особенностям написания подобных хрисовулов посвящены отдельные работы, например, вот эта, где сия формулировка признаётся шаблонной для валашских жалованных грамот.
И это действительно так.
Традиция в фактахЗа вчерашний день я просмотрела все напечатанные в книге документы с 1390-х до 1470-х (и они мне потом снились), и во всех жалованных грамотах - господарских и боярских, содержащих дары монастырям и жупанам, встречается это утверждение.
читать дальшеОно может быть по-разному сформулировано - например, Владислав II 2 августа 1453-го надиктовал "заклинаю, чтобы после смерти моей" вместо "также и после смерти моей" (см. стр. 251 электронной версии книги).
Не всегда есть полный список возможных наследников: боярин Алдя 21 ноября предположительно 1398 г. говорит "ни брат наш, ни родственник, ни племянник и никто из нашей семьи" (см. стр. 106 электронной версии книги); а у Мирчи Старого звучание сего заклятья как будто от настроения зависело - примерно в 1400-м (стр. 107 электронной версии книги) у него написано "кого изберёт в наследники", в письме примерно 1400-1403 г. появляются "сердечный плод", "сродник" (он же родственник) и "иноземец", в документе 1401-1406 г. (стр. 116 электронной версии книги) упомянут только "сродник", а будущему господину Влашской земли за хорошее поведение князь Мирча желает здоровья и Б-жьего благоволения. Только раз упоминал в жалованных грамотах "сердечный плод" Михаил, единственный законнорожденный сын Мирчи, но зато это присутствовало в хрисовулах "дин флорей" Мирчи Старого и у потомков Дана (все документы в книге, книга по ссылке).
Если читать эти грамоты по порядку, то видно, как складывается традиция формулировки сего заклинания, и к середине XV века - как раз правление Дракул, отца и сыновей, - оно становится наиболее полным и дальше уже не меняется.
Неисторичный оффтоп: наиболее искусственным и копированным утверждение о "сердечном плоде" выглядит, конечно, у Раду Красивого, каковой, как известно, даже с законными наследниками имел сильную напряжёнку.
Ещё эта формулировка показывает нам, как рьяно соблюдали в Валахии право первородства и уважали законных наследников.
К слову, их в письмах перечисляли отдельно: в хрисовуле Мирчи Старого от 11 мая 1409 года (стр. 135 эл. версии) Михаил-водэ упоминается как раз перед заклинанием - в том месте, где господарь обещает, что документ действителен всю его жизнь и, соответственно, всю жизнь его сына; то же есть в грамоте, которую датируют 1407-1418 годами (стр. 133 эл. версии). Позже, 22 июня 1418-го года (стр. 146 эл. версии) Михаил устанавливает сроком действия жалованной грамоты свою жизнь и жизни "первородных сынов" своих, Раду и Михаила; в 1445-м, 7 августа, Влад Дракул пишет практически слово в слово то же самое, только "первородных сынов" у него трое, Мирча, Влад и Раду (стр. 233 эл. версии).
В той же части грамоты писали и о том, кто не имеет права чинить препятствия законному владельцу дарования или требовать с него налоги - в противовес нынешней традиции упоминать как раз тех, кто право имеет.
Выше в хрисовуле, раз уж я традиционно начала исследование почти с середины, идёт, собственно, перечисление того, что жалует господарь, и тех, кому жалует, и это критично.
Если с монастырём всё ясно (до конца жизни настоятеля и при том, кто станет вместо него), то, например, в вечном пользовании боярской семьи могли оказаться лишь те сёла, которые дарованы не только главе рода, но и его детям, и сродникам его. И ради этого грамоты даже подделывали.
По сей части документов можно отследить, как переходила собственность из рук в руки (как только менялся князь, землями одаривались те, кто его поддержали, а значит, у кого-то они изымались), кто и как её делил, кто к какому году умер, как звали его родственников, а самое интересное - какое решение принимал господарь, если с вопросом о принадлежности недвижимого имущества обращались к нему.
Неисторичный оффтоп: по молдавским грамотам 1440-1450-х годов у меня вот сложилось впечатление, что тот самый антагонист из романа Садовяну, логофет Михаил, скупил половину княжества.
Начало же и конец, как и в любом современном документе, это представление по полной форме - как зовут, чем владеет и какие титулы, и тут, начиная с Мирчи, наблюдаешь неумолимое затухание всякого сопротивления - и подпись "автора" с перечислением свидетелей соответственно.
Те, кто читал Казаку и Флореску с МакНелли, в курсе, что именно по последней части господарских грамот делаются выводы о составе Боярского Совета на определённый год - жупаны перечисляются по именам и с должностями, в определённом порядке, и в первую очередь всегда идут "великие бояре", а в последнюю - грамматик, писавший документ.
Но свидетели есть не только хрисовулов, о коих я тут пишу, но и у всех писем и указов правивших господарей. Именно правивших - кандидатам на трон формально было просто некого перечислять, однако, находя одни и те же боярские имена в документах "соседних" воевод, легко вычислить умелых политиков и интриганов.
Неисторичный оффтоп: широко известные исследователи-дракуловеды, изучая свидетелей в документах Влада Дракулы, громко заявили, что всех, кто пропадал из списков, буйный господарь непременно рассаживал на кольях, однако некоторые из этих товарищей, видимо, спрыгивали в процессе или кол под ними ломался, потому что впоследствии их имена можно обнаружить в грамотах Раду Красивого и Бессараба Старого.
Георге Флореску в 1943-м году сильно облегчил задачу по поиску совпадающих имён, собрав все составы Боярского Совета в книге "Divanele Domnesti din Tara Romaneasca" (у меня только первый том). И на этом моменте я считаю возможным сделать общий вывод по форме написания жалованных грамот:
1. Полное имя, перечисление земель и титулов, коими владеет, естественно, с Б-жьей помощью.
2. Кому дарует и что дарует.
3. Сколь долго действует грамота и чем не облагается упомянутое в ней имущество.
4. "Заклинание".
5. Свидетели.
6. Подпись.
И, конечно же, печати, но они выходят за пределы документа.
Dixi.
P. S. За вдохновение благодарить Светлану Лыжину. Без её очерка я бы не собралась это написать.
@музыка:
Terry S. Taylor – Klayman's Theme и фоном "Волшебник Земноморья"
@настроение:
О Б-же, я это написала 0___0... *отвалилась*
@темы:
история,
Валахия,
Дракула,
Румыния,
15 век,
Средневековье
я просмотрела все напечатанные в книге документы с 1390-х до 1470-х (и они мне потом снились)
Ыых! Представляю! Такой объём перелопатить!
всех, кто пропадал из списков, буйный господарь непременно рассаживал на кольях, однако некоторые из этих товарищей, видимо, спрыгивали в процессе или кол под ними ломался, потому что впоследствии их имена можно обнаружить в грамотах Раду Красивого и Бессараба Старого.
Ыых! Представляю! Такой объём перелопатить!
Может, сегодня приснится, как я их составляю XD
Получается, реально просто в изгнании были (лишены привилегий)?
Или вовремя сбежали ) В любом случае, повального уничтожения валашских
депутатовбояр не было )прозевала я, что за очерк... но не суть
Вот этот
Главное - что ты это написала! <...>Тем более что интересно же!
Спасибо
Vika-SP, валашские господари были такие сентиментальные XD