- Власть держится на авторитете, а страх, любовь окружающих и деньги есть лишь способы его добиться.
Господарь был наместник Бога на бренной земле, что изначально давало ему первую ступень уважения - вера большей части народа, которой, в общем-то, было глубоко по, хм, фиолетово на то, кто господарь и где стольный град, пока кто-нибудь не напал - да-да, Лучия, с пятнадцатого века ничего не изменилось - тогда вперёд, други, за знаменем, господарь - наше всё.
Это касательно права по рождению, а вот чтобы превратить сие гипотетическое благородство в реальную власть, требовалось всё остальное и желательно - в полном боекомплекте, ибо всё избирательное на господаря право держал в руках Боярский Совет, а люди в нём состояли разные, и особенный голос имел представитель церкви (при моём отце попик Мефодий на всех собраниях заблаговременно был в дубину, в стельку, в драбадан и до зелёненьких Дракул в глазах пьян - к сожалению, до моего правления он таким образом не дожил).
Одних бояр можно было приманить туманным обещанием, что ты обязательно дашь им оттяпать у злобного соседа кусок земли с крестьянами, лесами или мостом через реку, чтобы воровать часть броднины, вторым нужны были места в том же самом Совете, третьи требовали указов, которые бы приносили им доходы и спокойствие...
Предположим, что этап уважения пройден, тогда всё, что остаётся - идти на Тырговиште. А с чем?
Бояре, как сейчас бы сказали, народ двуствольный - передумают и пошлют гипотетического господаря к шайтану - поэтому краеугольный камень большинства валашских господарей до и примерно полвека после меня (и Раду не исключение) - Ардял и Венгрия.
- А Ардял не часть Венгрии?
- Ардял был паразитирующей на монархии демократией. Саксонцы, зарабатывавшие на жизнь торговлей, не желали видеть над собой правителя, да и сами короли и воеводы понимали, что ограничить их - перекрыть питающий их власть поток огромных денег... нет, не так... ДЕНЕГ. Приснопамятные сорок тысяч гульденов по сравнению с доходами ардяльских дельцов просто мелочь, завалявшаяся в калите. Поэтому им потакали властью, защищали их, как капризных, но всё равно своих детей, и ублажали - всё, что ты обещал, выпрашивая денег на армию, надо было исполнить в точности до последней запятой вашего уговора, иначе посильная помощь уходила вовремя подсуетившимся подлым конкурентам.
Впрочем, гарантий не было никогда.
После всего этого можно было посмотреть в будущее и задуматься о том, как выделить себе время на устраивание своего дражайшего тыла на троне, а именно подумать о союзниках, фактически - о людях, которые однозначно на тебя не нападут.
Перекрывающий приоритет всегда был у турок - первое письмо шло вместе с данью, было исключительно раболепно, а иногда сопровождалось залогом долгой и крепкой дружбы господаря и султана до первого крестового похода...
- А...
- Моё весёлое отрочество обсудим потом.
Далее шли мадьяры, король и воевода Ардяла - исключительно положительные люди, если написать им про то, как любишь Венгрию, уважаешь латинскую веру, готов бы даже принять, грудью встанешь на защиту оплота христианского мира - Ватикана, а самое главное - дезинформировать мадьярских языков о его собрате, отправленном в Эдирнэ или Стамбул.
- И что дальше?
- Блицкриг. Брашов - Тырговиште — маршрут короткий, битва шахматная и маломасштабная - как только кто-то из воевод погибал или попадал в плен, его воины сразу разбегались или сдавались в плен с заверениями, что их бес попутал.
Но вообще-то мы начинали с того, на чём держится власть.
Так вот, остался страх - тема в моей биографии очень любимая, особенно всякими фрейдистами - совсем без страха власть существовать не может, ведь те, кто хотят её захватить, должны быть чем-то от подобных желаний скованы, а боязнь последствий неудачи - основный механизм торможения таких залихватских планов; и правило сие очень хорошо распространяется на то, что сейчас называется уголовным правом.
С тем же успехом, с каким меня обвиняют в наведении ужаса на всю Валахию и кусок Ардяла, а иногда на весь христианский мир - куда там до меня всяким убогим ефрейторам, грузинам и корсиканцам... - можно говорить о том, что Уголовный Кодекс подрывает моральное состояние граждан и угнетает их дух.
- Но ведь... на колу умирали долго...
- Скажешь "несколько дней" - заставлю выучить наизусть учебник биологии. Это физически невозможно. А казни, чтоб ты знала, всегда были бесплатным представлением - чем мучительнее, тем интересней - на них детей приводили посмотреть.
- Так на чём же держится власть?
- На всём вышеперечисленном... и харизме правителя.
За два часа я наговорил тебе кучу гадостей, пару раз усомнился в твоём умственном развитии, несколько раз перебивал на полуслове, а ты всё равно слушала, хотя могла в любой момент уйти.
@темы: история, Валахия, Дракула, творчество, 15 век, Средневековье, муки творчества