В дискуссии о сериале "Фатих"
Eagre задалась вопросом, а что же за неведомая такая штука висела у Раду на шее, что при виде неё у Влада отпали всякие сомнения касательно ценности жизни младшего братца (согласно сюжету сериалы, напомню).
Вот эта фиговинка на шее. Картинка 16+ XD Я спрашивала Гугл и Яндекс в самых разных вариациях об украшениях из кожи в Османской империи, исламе и на Балканах, в результате найдя рецепты сербских сладостей, статью о традиционных татуировках балканских женщин (мужчин, впрочем, тоже) и тучу фотографий актёров сериала (вкусных и полезных).
Но сегодня в одной из вкладок тормозиллы у меня фоном играл провальный турецкий "блокбастер" «Завоевание 1453», мельком включив который, я заметила ЕЁ.
Женщину по имени ЭраКонечно, первой мыслью было "Ага, украшение женское! Фу-фу-фу на вас, султан", но потом я решила спросить Гугл об этой штукенции, более подробно её описав, и - вуаля! - он выдал мне весьма полезную
дискуссию.
Самое главное из неё
процитируюпроцитирую:
Тумары и базубанды — футляры для амулетов, в которых, в частности, могли храниться коранические цитаты и молитвы, написанные на бумаге. Они входят в состав украшений всех мусульманских народов Центральной Азии. Степень их распространения напрямую зависела от степени проникновения ислама в быт и сознание людей. Футляры могут быть самых разнообразных форм — прямоугольные, квадратные, треугольные и цилиндрические. Как правило, они богато украшены чернью или позолотой, инкрустированы камнями. На них могут быть нанесены как стилизованные, так и подлинные арабские надписи.
Тумары носили на шее (бўйин—тумар), на груди (кўкрак—тумар) и под рукой (к*ўлтук—тумар), а также на левом плече. Кроме того, их могли прикреплять к головному убору и одежде. Все приведенные термины тюркского происхождения. Персидское слово базубанд — «браслет», свидетельствует о практике ношения амулета на запястье. Таким футлярам, как правило, придавалась трубчатая форма. Этим же термином мог обозначаться сердолик, с выгравированной на нем каллиграфической надписью. Используемая терминология указывает на два источника проникновения тумаров в Мавераннахр — тюркский и иранский.
Эти амулеты носили главным образом женщины (особенно беременные и кормящие) и дети, которых тумар был призван охранять от всевозможных болезней, сглаза и разнообразных видов воздействия сил зла. Тумары использовались женщинами для облегчения родов и увеличения числа детей. Они являлись одним из обязательных элементов свадебного костюма, поскольку считалось, что невеста в свадебном наряде особенно подвержена влиянию темных сил.
По‑видимому, действенность тумаров как амулетов определялась не только наличием в них коранического текста, но и самой их формой и внешним видом, т. к. известны образцы, заполненные мастикой, варом или гипсом, покрытые сверху золотой или серебряной фольгой, а также плоские орнаментированные пластины.
...
Особые правила существуют и в области ношения талисманов. Прежде всего, они касаются Священных текстов. Тилсам часто носят в небольших, специально сшитых сумочках на шее, на руке или помещают в головной убор. Внутри такой сумочки может быть вложена кораническая цитата. Наиболее часто использовалась первая сура «Фатиха», 113ая и 114ая суры, которые вместе носят название ал‑му‘аввизатани, т. е. «две оберегающие», 36ая сура «Йа’ Син», а также айат ал‑Курси (2:256) и айат ал‑‘Арш (9:130). Иранские женщины, например, подвешивали к своим ожерельям записанные на длинных полосках бумаги отрывки из Корана, которые затем вставлялись в серебряные оправы вытянутой формы. Можно предположить, что функция переплета рукописи Священного текста весьма сходна с функцией футляра для амулета. Сам футляр также мог быть украшен коранической цитатой. Как правило, к футляру крепился шнур или цепочка, которую либо привязывали к руке, либо вешали на шею. Итак, на шее сериального Раду Красивого до поры до времени красовался буйин-тумар, очевидно, несущий охранную функцию, но на Влада Дракулу не действующий.
Я пишу фигню. Мне очень за это стыдно, но то, что я нарисовала, нравится мне ещё меньше написанного.