А вместо того, чтобы рисовать, я продолжаю смотреть творения "Ромыниафилма".
На этот раз жертвой моей лени стал шедевр (это почти не сарказм), который, увы, дубляжа лишён напрочь, зато наделён любительскими субтитрами (есть два варианта - дисковое качество со встроенными, весящее три гига, и обычное .avi с прилагающимся файликом, в общей сложности на полтора гигабайта - и все они лежат на рутрекере) - фильм 1974-го года, посвящённый 500-летию битвы при Васлуе, "Штефан Великий - 1475" *тут был смайлик-герольд, переводящий дух*.
Прежде, чем перейти к самому фильму, надо рассказать немного о режиссёре, Мирче Дрэгане.
Мой папа помнит общесоветский ажиотаж от фильма "Даки" - нехорошие римляне, благородные даки, любовь не только к Родине и эпичные батальные сцены - и странное впечатление от его логического продолжения, фильма "Колонна". Ему, как мальчишке, социально-политические проблемы новой римской колонии показались ужасно скучными, а лично мне "Колонна" понравилась с точки зрения автора, имеющего идеи про нынешние времена. Так вот режиссёром "Колонны" был как раз Мирча Дрэган, более того, истории о васлуйской битве в его фильмографии предшествует экранизация "Братья Ждерь", герои которой участвуют в "Штефане Великом" на втором плане - вот такая совковая "пасхалка" ))
И пусть "Колонна" не то чтобы богата активным действием и на боевик не тянет, в "Штефана Великом - 1475" режиссёр оттянулся по полной. Битва одна, во второй части, но в общем от фильма занимает четверть: количество массовки, включая конную, возведённые декорации (сожжёные деревни, окопы с дрекольем), пошитые
не из занавесок костюмы и с любовью поставленные сражения - такой размах достоин дубляжа на нескольких языках.
речи, ляпы и сюжетЕсли опустить пролог в лице памятника главному герою и цитатника от Чаушеску, то фильм начинается со встречи с послами Узун Хасана: во-первых, она проходит при активном участии господарыни Марии Мангупской, а между тем трон только один (в обычное время она сидит на коленях мужа или изображает принцессу Лею? Оо), однако на него, равно как и на резные стулья, никто не присел. Вообще этот фильм полон чуть более, чем полностью, дискриминацией шапок, и в частности, головных уборов того, кому оные снимать не положено лишний раз - господаря. Да и лишённые хотя бы тюбетеек послы без пояснения со стороны глашатая выглядят абсолютно неопределённо - с равным успехом могут и венгерскими, и русскими, и польскими.
В случае же с князем Штефаном отсутствие шапки может объясняться *тоном рефери с боксёрского ринга* наличием гвоздя программы! Самого ожидаемого и постоянного участника исторических творений коммунистического «Ромыниафилма» - ПАРИКА!
Прекрасен, зараза, как церетеллевский Христофор Колумб. Учитывая, что в средневековой «Русовлахии» не было замечательного цемен… лака «Прелесть», скорее всего, начёс и шиньоны держатся на смоле, ибо рыбий клей всё-таки слишком вонючий.
Ораторское искусство в княжестве Молдова
Разумеется, речь господаря пронизана темой патриотической любви к своей земле и её народу, но с последующими его пассажами не сравнится, хотя и перекликается - своего рода намёк на то, что будет дальше.
Все знают о пагубном влиянии идеологии на исторические или костюмированные фильмы, поэтому при просмотре надо понять и простить парик господаря патриотизм средневековых феодалов, обзывание их румынами, их же стремление сблизиться с народом, исключительно образованным и с правильной речью, даже у пастухов из глухих деревень.
За сим из тронувших меня до глубины, наверное, души речей вспомню
- Фразу «Я всегда готов оказать подмогу тому, кто выступит против османских орд» (цитата не точная) - на этом месте меня вынесло напрочь. Неспешные средневековые люди - за двенадцать лет наконец дошло Х)
- забивание гвоздей ответ послам султана. Весь. Очень эмоциональный. С такими нервами полвека не проправишь.
У'а, това'ищи!
Война!
- явление ходоков к Лен... князю Штефану. С бочкой брынзы - да, те самые, образованные и патриотичные.
Ляпсус Молдавский
- непонятый гений-портной одевает прислугу молдавского господаря в пышные штанишки по моде будущего, лет пятнадцать тому вперёд.
- у турок карты на латинице
- те же самые турки и янычары частенько не носят не только бород, но и усов.
- по что господаря длиной кафтана обделили? Такое ощущение, как будто два его основных одеяния покоцали на глазок - эти торчащие из-под куцего кафтана худые ноги делали мне больно ещё при просмотре "Господаря Влада".
- Раду - двоюродный племянник?! о0 Спишу сей глюк на перевод.
- PROFIT
Дополню, когда ещё раз посмотрю.
Скандалы, интриги, расследования
Сюжетная часть меня покорила. Конечно, темы не раскрыты с полнотой "Игры престолов", но фильма и так на две части, общей длительностью два с лишним часа, и, по моему мнению, ему хватило с лихвой
- любовного треугольника (без спойлеров)
- логического продолжения упомянутых "Братьев Ждерь".
Их во второй части вообще немало, но трагично.
- зачистки вероятных и действительных предателей.
Эта линия в первую очередь интересна количеством упомянутых имён участников и призвана показать добродушие и справедливость князя Штефана По итогам на орехи досталось всем, а спойлеры к этому фильму лежат в учебниках истории и википедии, и что-то мне подсказывает, что у столько лет правившего человека как минимум одно качество должно отсутствовать напрочь.
- подготовки к войне и самой войны - 2 шт.,
ибо фильм скрупулёзно обозревает сборы и коварные планы обеих сторон конфликта. Прекрасна логичным мышлением и адекватной мотивацией персонажей: в этой арке даже главный босс султан Мехмед в меру симпатичен как злодей. Минимальное присутствие коммунистических лозунгов делает данную сюжетную линию прекрасной реконструкцией событий.
- "Великолепного века" гаремной интриги
Что выросло, то выросло, обратно не вернёшь - от многочисленных женщин молдавского господаря невозможно откреститься. Связующим звеном между двумя линиями и показателем крайней любвеобильности князя Штефана послужила тупиковая ветвь с его внебрачной дочерью, а основной частью сей арки я назову достойное очередного турецкого сериала противостояние законной жены Марии Мангупской и живущих во дворце как заложницы помирающей Марии Деспины и её дочурки Марии Войкицы.
Дежа вю меня не отпускало, да и сами посудите: законная жена, видимо, зная князя как облупленного, настойчиво требует удаления конкуренток, оная в лице супруги Раду Красивого давит на жалость Штефана, поминая добродушие князя Влада и недобрым словом кроя собственного неведомо куда девшегося супруга, а её дитя довершает дело своими неумелыми, но наглыми попытками зохавать господарское сердце или ещё что-нибудь.
В общем складывается впечатление, что либо политруку наливали, и он весьма редко вспоминал о своих обязанностях превращать исторический фильм в патриотическую пропаганду, либо в изначальной редакции в ленту добавили пару пикантных сцен, за которые цензура зацепилась и более мелких эпизодов не заметила.
Почему я так зло отзываюсь? Потому что спустя пять лет тот же "Ромыниафилм" выпустит постановку реконструкторов "Господаря Влада", над которым хочется плакать кровавыми слезами: прекрасного и исторично-детального (тяжба с брашовянами, дрязги с боярами и Данешти, "блицкриг" по дунайским крепостям et cetera) там не меньше, но оно в зачаточном состоянии при тех же двух часах эфирного времени, и это не говоря о полном отсутствии играбельных женских персонажей - ну хоть бы эту самоубивающуюся бабу припомнили что ли.
Собственно, вышло как и в жизни - князю Владу досталось по полной, князь Штефан почти не пострадал. актёрская игра и небольшой твиттерГерои и их актёры
Звёздный состав! Среди врагов уже наблюдаются Дан из "Господаря Влада", он же - Али-бей, и Изедин-бей из "Благородного наследия", здесь - Сулейман-паша. "Великий Армаш" засветился как румынский Шон Бин, но боюсь, что имена всех их многого не скажут.
Сейчас я забуду про парик господаря, прикинусь эльфом *повела острыми ушами* и признаю, что подбор актёров прекрасен, а характеры персонажей если не глубоки, то достаточно многогранны, чтобы в них поверить. Правда, для этого придётся сделать вид, что субтитров на господарские лозунги нет *припудрила немного позеленевший нос*.
Да-да, именно на господарские: султан Мехмед в исполнении Георге Диникэ - о чудо! - не болен на голову радикальным религиозным фанатизмом, адекватен и полон достоинства, и при этом не слащав и возвышен, как в одной турецкой сериале. Иными словами, необходимый баланс соблюдён.
А это кадр, который я специально для сравнения с портретом ловила в профиль, призван продемонстрировать, что актёр ну совсем-совсем вписался в роль: нос, борода, форма лица (слегка сумасшедший взгляд), весьма средний рост – впервые в жизни вижу в фильме такого султана Мехмеда Фатиха, что не хочется предложить актёру, его играющему, какого-нибудь другого персонажа.
Разумеется, обойти стороной главного героя нельзя - Георге Козорич (Козоричи) сыграл натурально иконописного князя Штефана. И по внешнему виду, и по поведению - герой легенд, полностью соответствующий песне из титров, что лично мне мешает дать какую-либо оценку характеру персонажа, ибо вроде как в идею фильма о великом господаре он вписывается прекрасно, а вот человечности в нём маловато: пожалуй, она тут представлена только личной жизнью, и это полное попадание .
Даже в угоду своей увлечённости несколько другим персонажем я бы не стала лишать князя Штефана природного очарования. По-моему, без парика лучше Х)
А когда Мария Войкица начинает говорить, Штефан делает 0__0 и едва ли не краснеет - то ли от стыда, то ли от чувств-с. И так каждый раз. Это же прекрасно!
Кстати, женщины и их обилие в фильме - отдельный плюс в живость происходящего на экране. Больше скажу - всем героиням первого плана отвели половину афиши, если верить КиноПоиску. И они действительно не просто стоят фоном за активно мелькающими мужскими персонажами, но и добавляют жизненности, что ли - смотришь и веришь, что Мария Мангупская в исполнении Виолетты Андрей из-за потенциальной конкурентки живёт как на иголках, а оная даёт безмерно много поводов для волнений, ибо Мария Войкица - истинная дочь своего отца, активно приспособляется к новым условиям, дабы жить в них с максимальным комфортом.
Прекрасно проработанные и умело даже не сыгранные, а прожитые персонажи однозначно компенсируют все ляпы и всю коммунистическую пропаганду, делая фильм годным к просмотру просто для души.
P.S. Заметки на полях
В сей пунктик я решила добавить свои появлявшиеся по ходу дела пометки, которые не вошли в основную не-рецензию в силу мелкости претензий Х).
Твиттер mod on:
- Мне что-то подсказывает, что дух экранизации романа М. Садовяну "Ученичество Ионуца", которой и является столько раз помянутый "Братья Ждерь", проник и в этот фильм. Для чисто исторического - вспомним "Господаря Влада" Т___Т - он слишком живой.
- Во время разговора о женщинах Раду-водэ Штефан "бьёт себя пяткой в грудь" XD У него вообще пантомимика шикарнейшая.
- Я помню про Васлуй, но когда султан сказал, что потребует Килию, стало ясно, что его порвут.
- Дипломатическое послание Мехмеда Фатиха, на досуге увлекавшегося поэзией, доставляет не только выразительностью чтеца, но и содержанием. Последние строки вообще чистое хокку: "Иным образом не поступай, ибо милость наша есть весеннее дуновение, а гнев наш - бурный ветер".
- На заседании Боярского Совета отчётливо не хватает Жириновского о_О.
- Почему нельзя сказать двум Мариям, что их супруг и отец умер в Фэгэраше? Потому что как собака? Съел что-то не то? Всё-таки отравился?
- Дороги… в пятнадцатом веке в Молдове были дороги такие же, как в России сейчас.
- Турецкую армию опять пытаются посадить на диету - тактика выжженной земли форева!
Твиттер mod off.И напоследок скажу ещё раз - фильм не то что годен к просмотру, а всячески приятен.