Последний фильм.
Последний в серии.
Последний в истории.
Последний в истории страны.
В тот же год она исчезла с мировых карт.
В декабре.
Последний фильм в истории Социалистической Республики Румыния.
"Mircea cel Batran".


1. Мирча-воевода, правитель Угровлахии и всех земель за горами вплоть до татарских владений, владыка Баната по обе стороны Северина, всей Подунавии до Великого моря... Страшный и непобедимый Эмерджи-бей.
Главный герой, собственно
2. Семейка Бессарабов и все-все-все, или процветающая Валахия.
В списке мы имеем снова полное отсутствие конкретных бояр - этакая массовка средневековой политической жизни в Валахии. Зато у нас есть горячо любимый братец Мирчи-воеводы Дан, заказавший господаря Уиллу Степлтону (эпизодический персонаж с целым именем! и даже фамилией!), сынки (которых он признал ), Михаил, старший, и (барабанная дробь) Влад (тот самый, который два метра росту, чернявый и усатый Т_Т якобы...). А ещё есть внучок, сынок вот этого самого Влада, мелкое, любопытное и наглое существо... Которое тоже зовётся Владом, по-домашнему - Vladut ("Влэдуц", аналог нашего "Владик").
И женщины. Мамки, няньки, тётки - целая банда - как и положено, без имён: оное есть только у "главарей бандформирования" Ирины, матери Владика, и тётки оного Елизаветы. Первая такая жёстко-пергидрольная блондинка, что современные салоны красоты от зависти просто удавятся.
Среди бояр два имени, Энэ Удоба и Ион Леркыу, и те плохо кончили. Хм? "Романиафилм" за десять лет неминуемо прогрессировал, научившись давать персонажам имена.
А теперь вернёмся в начало списка:
Добрый братец Дан
Попавший под дурное влияние религиозной сек.. пардон, сынуля Михаил
Зачинатель рода Дракулешти Влад
Жёнушка его
Местное чудо Влэдуц
Несчастные бояре
3. "Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром как йелдырнёт из-за сарая..." (с) Дара Валевски, или переведём стрелки на Османскую империю.
Я буду таки продолжать утверждать, что "Vlad Tepes" по сравнению с этим фильмом - спешная любительская постановка румынских реконструкторов на Дракула-фесте (правда, в то время таких безобразий не устраивали, хоть за то Чаушеску спасибо). Там турки такая безликая полностью отрицательная масса во главе с главным злодеем Мехоедом Мухаммедом Фатихом - просто сказка для лиц подросткового возраста уровнем PG-13.
Султан Баязид Йелдырым, он же Молниеносный
Престарелый визирь Изедин-бей
Два крайне добрых сына султана, Мухаммед Челеби и невезучий Муса
Турецкие лёгкие доспехи, состоящие в основном из кольчуг и тонких стальных полос, костюмы, ткани, узоры - это один большой аутентичный "вах!". Но как обычно есть вещь, меня смущающая - в шатре султана, куда попал Владик, танцевали наложницы. Все - белокожие блондинки. Ну бледная кожа, положим, была у турок одним из признаков красоты, однако светлые волосы... Вообще-то не уверен, что в поход султан для развлекухи таскал исключительно северных девушек. Честно говоря, в наличии девок в турецком лагере крепко сомневаюсь - это и в шестнадцатом веке была та редкая армия, коя ходила на войну без женщин и алкоголя.
4. Пафосная просвещённая католическая Европа
Встреча с цветом рыцарства в "Мирче Старом" ещё более эпизодична, чем тяжбы внука воеводы в "Господаре Владе" с Трансильванией. То есть, в постановке румынских реконструкторов типичные европейские одеяния, причёски и повадки мелькают примерно треть от фильма, включая один из финальных эпизодов с королём Матияшем. Здесь же просвещённым европейцам с императором Священной Римской империи Сигизмундом Люксембургским во главе посвящена, наверное, максимум, если одна пятая и двенадцать непечатных слов от Мирчи Старого.
Румынские сценаристы, видимо, с огромной радостью бросились писать гадости о так нежно "любимых" ими венграх, а заодно досталось на самом деле исторически виноватым в провале Никопольского крестового похода французам и на орехи англичанам.
Я уже тут говорила, кажется, что под Никополем были совершены две ошибки:
- весь цвет рыцарства уселся праздновать недостигнутую победу (нэ кажи гоп, покеда нэ перепрыгнешь). В фильме степень опьянения доказывается тем, что доклад господаря Мирчи о том, что турки выстроили войска на холме, приняли за тост.
- доверили наступление молодому, неопытному, к тому же, находящемуся под градусом, зато блатному (Папа Римский одобрил) Жану де Неверу. Причём, Сигизмунд клятвенно обещал это право князю Мирче, и вроде никто не был против, пока не нагнали "по чуть-чуть"...
Эпизод, посвящённый классическим средневековым героям, рыцарям сиречь, ограничился представлением Мирче всех собутыльников участников Крестового похода (хотя командиров там на самом деле была уйма от одних Франции с Бургундией) жидовски рыжим, пышущим здоровьем Сигизмундом в зале, где откуда-то взялся современный греческий флаг, показом пехотинцев в "шляпах", пьянкой в шатре и минуты две боя (присмотритесь и увидите в рядах продувших европейцев американский флаг) спустя красивым костерком на месте этого самого шатра. Ну и довольной рожей Баязида.
5. Факты - вещь упрямая. Но сценаристы ещё упёртей...
Попробуем действовать дедуктивно, начав с самых обширных странностей фильма.
Немного о Данах и Владах
Логика погибла
Тааакой культууурный
Обшиблись
6. "Господарь... - Отец... - Не рыдайте, будто вы бабы! Завтра я уже буду в седле..."
Смерть часто бывает банальна и всегда непредсказуема. В рунете после фразы "стал данником султана в 1416" биография Мирчи Старого обрывается, потому я не могу оспорить или согласиться с такой трактовкой.
Про Штефана чел Маре сочинили байку, будто умер он от давно беспокоившей его раны в ноге. Мирча Старый в фильме имени себя умирает долго. От предательской стрелы. Сейчас бы мы сказали "сепсис". Тогда не знали загадочных слов, и забытая рана от стрелы "убивала" своего обладателя.
Вроде Мирча Старый - почти легендарный герой, полководец, вышедший из стольких битв, и даже одной безнадёжной с самого начала, а умер... обидно. Хотя чуть менее обидно, чем Баязид Йелдырым, его антагонист.
Я могла бы провести красивую параллель на эпизод, когда Владик не даёт деду умереть спокойно, что, мол, стар и млад всё в этом мире идёт по синусоиде, и мудрая старость сменяется горячей молодостью...
"Он не человек! Он дьявол!" - бормочет дезинформированный султан, боящийся господаря Мирчу как огня.
"Ты - грядущее, я - прошлое", - говорит Мирча Старый своему внуку. - "Я оставил тебе тебе величайшее наследие..."
..."Я знаю одно: ты никогда не умрёшь!"
Я вот думаю всё насчёт Владика этого - быть может, дело не в ошибочной теории, а в самой передаче этого самого наследия?...
Что ж, если оно так, то Владу Дракуле сильно досталось от деда при встрече...